Оценка этических аспектов
искусственного интеллекта
в деятельности малого и среднего бизнеса
Исследование Центра искусственного интеллекта МГИМО посвящено оценке этических аспектов ИИ в малом и среднем бизнесе (МСП) Москвы и МО. Фокус работы сделан на сегменте предприятий, которые активно внедряют технологии, но слабо вовлечены в этическую повестку. Методология основана на авторском Индексе оценки этических аспектов ИИ, дополненном опросом 80 ИТ-компаний, имеющих бизнес в Москве и МО. Поиск компаний осуществлялся через email-рассылки, участие в отраслевых мероприятиях и личные контакты участников исследования. На ключевых этапах исследования проводились фокус-группы, включающих представителей бизнеса, регуляторов и науки (Сбербанк, МФТИ, Yandex.Cloud), что обеспечивает валидность инструментария. Результаты показали, что 82,5% МСП не включают этические расходы в бюджеты, 49% не знакомы с российским Кодексом этики ИИ. Ключевыми барьерами выступают отсутствие ресурсов и регуляторных стимулов. Несмотря на активное применение ИИ (60% компаний реализовали 1–3 проекта за год), этика остается достаточно маргинальной темой, что контрастирует с трендами ЕС и США. Результаты исследование подтверждают необходимость разработки и реализации следующих мер, адаптированных для МСП: грантовой поддержки, образовательных программ и мотивации бизнеса к участию в разработку стандартов, что представляется критичным для снижения рисков и укрепления позиций на глобальном рынке.

Made on
Tilda