Доклад эксперта Николая Шамберга представляет анализ влияния международных санкций на российскую облачную индустрию. Исследование анализирует разные санкционные факторы, связанные со снижением доступа к иностранному оборудованию и технологиям, а также изменением уровня спроса на услуги облачных компаний. Целью исследования служило прогнозирование перспектив отрасли в кратко- и среднесрочной перспективе.
С этой целью, в первой главе данная работа рассмотрела экономическую и технологическую суть облачных вычислений и её значимость для других предприятий страны. Основная выгода – в удешевлении и упрощении совместной аренды и эксплуатации компьютерных ресурсов множеством различных предприятий.
Вторая глава показала, что несмотря на временные перебои доступа к технологиям, ПО и оборудованию, облачные поставщики успешно адаптировались, используя доступные запасы Б/У оборудования. Одновременно с этим, они создали альтернативные (параллельные) цепочки поставок, перешли на альтернативное ПО, там, где это возможно (Open Source и/или отечественное ПО). Кроме того, некоторые из них частично перешли и на использование альтернативного оборудования от китайских компаний и/или начали разворачивать собственное производство оборудования.
Третья глава показала, что благодаря оперативному решению проблем с оборудованием и доступу к ключевым технологиям, а также ограничениям со стороны иностранных облачных провайдеров, спрос на услуги отечественных облачных провайдеров стал только расти. Дополнительной причиной этому также стал тот факт, что другие компании, которые до этого использовали собственные вычислительные мощности, вынуждены были начать переход на облачные технологии. Это связано с тем, что возможности заказа нового оборудования или обслуживания, имеющегося для малого и среднего бизнеса, оказались ограниченными. Для многих из таких компаний переход на облачную инфраструктуру оказался более экономически целесообразен, даже несмотря на некоторые риски. Одним из наиболее серьёзных из них явялется тот факт, что компании рискуют оказаться в зависимости от конкретного облачного поставщика. Учитывая, что 4 из 5 крупнейших облачных поставщиков, совокупно контролирующих более 67% рынка (Ростелеком, Сбербанк, Selectel, МТС/МГТС, Яндекс) принадлежат компаниям, занимающим командные высоты в экономике – возникла потенциально опасная ситуация, при которой “у малого и среднего бизнеса в России не остаётся иного выбора, кроме как пользоваться чужой инфраструктурой, которая, к тому же, может контролироваться своими непосредственными или потенциальными конкурентами”.
Наконец, рассмотрены некоторые риски и преимущества для отрасли и её клиентов от внедрения Государственной Единой Облачной Платформы (Гособлако). С одной стороны, отрасль выигрывает за счёт того, что государство само становится зависимым от отрасли облачных вычислений, поскольку государство будет вынуждено поддерживать индустрию, избегать излишнего регулирования отрасли и защищать её от неблагоприятных факторов. С другой стороны – другие игроки и их клиенты могут пострадать от того, что контракты по предоставлению мощностей по Гособлаку выданы Ростелекому. Последний, за счёт таких крупных контрактов сможет в перспективе подавить других игроков путём демпинга, что может отрицательно отразиться на конкуренции на российском облачном рынке. Тем не менее, реализации таких рисков представляется маловероятной.
Таким образом, исследование показало, что российский облачный рынок консолидирован вокруг крупных технологических, телекоммуникационных и банковских групп, которым самим необходимы такие сервисы для своего основного бизнеса. За счёт своей стратегической роли, облачный бизнес обречён на дальнейшее процветание и станет драйвером роста всей цифровой экономики РФ. В этой связи, в кратко- и среднесрочной перспективе, можно ожидать дальнейшего стремительного роста индустрии.